Что такое катализатор и для чего он нужен?
Каталитический нейтрализатор или катализатор является ключевым элементом автомобиля для очистки вредных газов, которые выходят из выхлопной трубы, прежде чем они попадут наружу.
Также известный как каталитический преобразователь, это деталь, которая устанавливается между выпускными коллекторами и первым глушителем выхлопной трубы. Он состоит из сотообразной структуры керамического материала. Внутри него содержатся активные вещества, такие как оксид алюминия или благородные металлы, такие как платина, родий, палладий, а также вещества, регулирующие действие каталитического нейтрализатора при попадании в него выхлопных газов.
Какие автомобили имеют каталитический нейтрализатор?
Старые автомобили могут не иметь каталитического нейтрализатора, хотя все новые автомобили обязаны его иметь. Как дизельные, так и бензиновые автомобили оснащены каталитическим нейтрализатором, который помогает уменьшить вредные выбросы, выходящие из выхлопной трубы.
Как работает каталитический нейтрализатор автомобиля?
Как только выхлопные газы из двигателя достигают катализатора, он преобразует их в два этапа:
- Первый этап: окисляет угарный газ (CO) и не сгоревшие углеводороды и преобразует их в углекислый газ (CO2) и воду.
- Второй этап: он снижает содержание оксидов азота (NO), преобразуя их в азот (N).
Однако преобразование этих газов является частичным, поскольку вещества, полученные в результате работы катализатора, такие как CO2, остаются загрязняющим и вредным для окружающей среды газом.
Как определить, что каталитический нейтрализатор неисправен?
Вопреки распространенному мнению, отказ каталитического нейтрализатора — очень распространенное явление, поскольку это элемент, который постоянно подвергается воздействию высоких температур и фильтрации загрязняющих веществ и газов. Он возникает, когда в каталитическом нейтрализаторе скапливается слишком много не сгоревших выхлопных газов, и каталитический нейтрализатор не в состоянии удалить их полностью, что приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ.
В бензиновых автомобилях это происходит в основном при коротких поездках или из-за плохого состояния свечей зажигания; в дизельных автомобилях это происходит в основном по двум причинам: совершение большого количества коротких поездок (особенно в городских условиях) и движение с очень низкими оборотами двигателя (менее 2 000 об/мин).
Обычно эту неисправность можно обнаружить по сигнальным лампам на приборной панели (двигатель с янтарной подсветкой). Неисправность каталитического нейтрализатора может привести к потере мощности, и автомобиль может даже заглохнуть из-за блокировки катализатора, поэтому эту неисправность следует устранить как можно скорее. Наконец, при прохождении ТО неисправность также может быть выявлена с помощью теста на содержание вредных газов.
Если катализатор окончательно вышел из строя, стоит обратиться в надежную мастерскую. Ремонт пустого или сломанного каталитического нейтрализатора может быть выполнен двумя способами: установкой стандартного сменного каталитического нейтрализатора с возможностью сварки — обычное решение для автомобилей Евро 1 и Евро 2 — или пескоструйной обработкой, которая позволяет использовать внешний корпус и заменить внутренние монолиты. Однако существует также возможность замены каталитического нейтрализатора, так как это позволит избежать поломок в ближайшем будущем.