Что такое катализатор и для чего он нужен?

Каталитический нейтрализатор или катализатор является ключевым элементом автомобиля для очистки вредных газов, которые выходят из выхлопной трубы, прежде чем они попадут наружу.

Что такое катализатор и для чего он нужен?

Также известный как каталитический преобразователь, это деталь, которая устанавливается между выпускными коллекторами и первым глушителем выхлопной трубы. Он состоит из сотообразной структуры керамического материала. Внутри него содержатся активные вещества, такие как оксид алюминия или благородные металлы, такие как платина, родий, палладий, а также вещества, регулирующие действие каталитического нейтрализатора при попадании в него выхлопных газов.

Какие автомобили имеют каталитический нейтрализатор?

Старые автомобили могут не иметь каталитического нейтрализатора, хотя все новые автомобили обязаны его иметь. Как дизельные, так и бензиновые автомобили оснащены каталитическим нейтрализатором, который помогает уменьшить вредные выбросы, выходящие из выхлопной трубы.

Как работает каталитический нейтрализатор автомобиля?

Как только выхлопные газы из двигателя достигают катализатора, он преобразует их в два этапа:

  1. Первый этап: окисляет угарный газ (CO) и не сгоревшие углеводороды и преобразует их в углекислый газ (CO2) и воду.
  2. Второй этап: он снижает содержание оксидов азота (NO), преобразуя их в азот (N).

Однако преобразование этих газов является частичным, поскольку вещества, полученные в результате работы катализатора, такие как CO2, остаются загрязняющим и вредным для окружающей среды газом.

Как определить, что каталитический нейтрализатор неисправен?

Вопреки распространенному мнению, отказ каталитического нейтрализатора — очень распространенное явление, поскольку это элемент, который постоянно подвергается воздействию высоких температур и фильтрации загрязняющих веществ и газов. Он возникает, когда в каталитическом нейтрализаторе скапливается слишком много не сгоревших выхлопных газов, и каталитический нейтрализатор не в состоянии удалить их полностью, что приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ.

В бензиновых автомобилях это происходит в основном при коротких поездках или из-за плохого состояния свечей зажигания; в дизельных автомобилях это происходит в основном по двум причинам: совершение большого количества коротких поездок (особенно в городских условиях) и движение с очень низкими оборотами двигателя (менее 2 000 об/мин).

Обычно эту неисправность можно обнаружить по сигнальным лампам на приборной панели (двигатель с янтарной подсветкой). Неисправность каталитического нейтрализатора может привести к потере мощности, и автомобиль может даже заглохнуть из-за блокировки катализатора, поэтому эту неисправность следует устранить как можно скорее. Наконец, при прохождении ТО неисправность также может быть выявлена с помощью теста на содержание вредных газов.

Если катализатор окончательно вышел из строя, стоит обратиться в надежную мастерскую. Ремонт пустого или сломанного каталитического нейтрализатора может быть выполнен двумя способами: установкой стандартного сменного каталитического нейтрализатора с возможностью сварки — обычное решение для автомобилей Евро 1 и Евро 2 — или пескоструйной обработкой, которая позволяет использовать внешний корпус и заменить внутренние монолиты. Однако существует также возможность замены каталитического нейтрализатора, так как это позволит избежать поломок в ближайшем будущем.